Неделя 2-я Великого поста, свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского, на Талицком подворье

В день памяти святителя Григория Паламы, пришедшийся в этом году на 31 марта, на Талицком подворье Стефано-Мхрищского монастыря была совершена Божественная литургия, которую возглавил иерей Василий Келеш. По завершении богослужения батюшка обратился к молящимся с пастырским словом. Кратко напомнив житие святителя и указав на суть его подвига, отец Василий призвал каждого к посильному подвигу молитвы и усердному посещению храма, места, где человек имеет возможность в таинствах соединиться с Самим Богом.

«Непостижимый Бог вновь и вновь открывается нам во время молитвы. Молитва – это дыхание жизни, молитва – это ангельская пища. Почему же у нас молитва не идет? Потому что для молитвы нужна тишина, для молитвы нужно спокойствие. Наша суета лишает нас этой тишины. Мы в житейских дрязгах, в суете мира сего теряем эту чистоту, мы теряем мир и уже не способны ничего творить. Но Господь говорит, чтобы мы всегда радовались и непрестанно молились. Как можно непрестанно молиться? Нашего внимания хватает на пять, максимум десять минут и потом что-то с нами происходит, мысли входят в нас или какая-то внешняя обстановка мешает нам. Как же можно непрестанно быть с Богом, думать о Боге? Если мы внимательно прочитаем в Ветхом Завете, Авраам ходил пред Богом, все праотцы ходили пред Богом. Что значит ходить пред Богом? Всегда видеть Бога перед собой. Я соблюдаю Закон Божий, я всегда думаю, чтобы я не делал, где бы я не был, на работе, учебе, везде я должен думать о Боге, должен быть с Богом, совесть моя должна сверять себя с Богом».

Второе воскресенье Великого поста и следующие за ним будние дни посвящены памяти византийского богослова святителя Григория Паламы (1296—1359), архиепископа Фессалоникийского (Солунского). Называя его именем следующий за Неделей Торжества Православия календарный период, Православная Церковь подчеркивает тем самым особую ценность той мистической традиции, которой святой Григорий дал окончательное осмысление. Эта форма христианской мистики, имевшая к тому времени многовековую традицию, носит название «исихазм» (от греческого «исихиа» — «покой», «безмолвие»), или, в честь его систематизатора — «паламизм». Святой научил Церковь верить, что человеку возможно освятиться светом, подобным Фаворскому свету Преображения. Такая возможность открывается на пути аскетического делания, по сути — дорогой поста. Он учил, что через очищение сердца, хранение ума и непрестанную Иисусову молитву можно уже на земле увидеть присносущный Божественный Свет.

На богослужении второго воскресенья Великого поста к песнопениям воскресным добавляются торжественные песнопения, посвященные святителю Григорию Паламе, они величают святителя как «богословия трубу», «огнедохновенные уста благодати», «реку премудрости», «света светильник, звезду ясную, тварь просвещающую».

Святитель Григорий жил в XIV в. В юношестве он получил хорошее образование, но предпочел мирской суете уединение и безмолвие и удалился на святую гору Афон. Там он вступил в строгую аскетическую жизнь, которую вели монахи Святой горы. Живя на Афоне и стремясь к духовному совершенствованию, святой Григорий проникся духом исихазма, или умного делания, непременным условием которого являются уединение и молитва.

Вскоре на афонских подвижников стали воздвигаться ложные обвинения со стороны ученого монаха Варлаама и его сторонников, которые утверждали, что умное делание — это еретическое заблуждение, поднимали на смех рассказы монахов о молитвенных приемах и духовных озарениях, а также пытались доказать тварность Фаворского света. Святитель Григорий встал на защиту подвижнической жизни и истин Православной веры, явив миру свои апологетические труды. Одной из самых известных апологий святителя являются «Триады в защиту святых исихастов».

В частности святитель Григорий Палама защищал пост, молитву и бдение, говоря, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным светом, каким Он сиял на Фаворе. Поэтому Святая Церковь творит память святителя Григория Паламы во время сугубого воздержания и молитвы — в Великий пост.

(41)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *