Для Талицкого подворья Стефано-Махрищского монастыря написана икона старца Гавриила (Ургебадзе)

В дар Подворью Стефано-Махрищского монастыря в селе Талицы передана икона прп. Гавриила (Ургебадзе) – святого, широко почитаемого в Грузии и России. Образ написан в Грузии и освящен на мощах старца Гавриила. В звездице иконы находится земля с могилы прп. Гавриила. Перед иконой в монастыре Самтавро, месте, где подвизался преподобный, протоиереем Гавриилом (духовным чадом старца) был совершен молебен. Образ привезен в Россию и передан в дар Подворью нашими прихожанами — семьей Воронковых. Икона пребывает в храме Новомучеников и доступна для поклонения.

Гавриил (Ургебадзе) (1929 — 1995), архимандрит, преподобноисповедник, Христа ради юродивый

Память 20 октября/2 ноября

В миру Ургебадзе Годердзи Васильевич, родился 26 августа 1929 года в городе Тбилиси Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики в составе СССР в семье убеждённого коммуниста. Годердзи было примерно два года, когда при неизвестных обстоятельствах убили его отца — Василия Ургебадзе. После этого члены семьи стали называть Годерзи в честь него – Васико. У него был брат и две сестры.

Крещён был в младенчестве, уверовал в Бога в детстве. Однажды соседки ругались, и одна из них сказала: «Ты меня распяла, как Христа». Мальчику стало интересно, что это значит — «распять» и кто такой Христос. Взрослые отправили ребенка в церковь, где сторож посоветовал ему прочитать Евангелие. Он накопил денег, купил Евангелие и через несколько лет знал текст практически наизусть.

Шесть лет учился в тбилисской школе №24; Евангелие изучал в Сионском кафедральном соборе.

Желание монашества возникло в нем еще в юные годы. Позже старец говорил: «Большего героизма, чем монашество, нет». Мать долгое время была против стремления сына к монашеству, но под конец жизни примирилась с его выбором, а затем и сама приняла постриг с именем Анна и был похоронена в монастыре Самтавро (+ 26 апреля 2000).

В 1949 году Васико был призван в армию. Военную службу проходил в Батуми, в пограничной части. Несмотря на строгий режим, он соблюдал пост и тайно посещал церковь. Возвратившись домой, Васико выстроил себе маленькое жилище во дворе дома, где подвизался в одиночестве, а на богослужения ходил в Сионский кафедральный собор.

В начале 1950-х Васико стал работать сторожем, а затем служил псаломщиком в Сионском соборе. 1 января 1955 года назначен его трапезарем и дневным смотрителем.

30 января 1955 года рукоположен во диакона и был назначен в Кутаисский храм святых апостолов Петра и Павла, 27 февраля пострижен в монашество епископом Гавриилом (Чачанидзе) в Кутаисском монастыре Моцамета, а через три дня им же был рукоположен в сан иеромонаха в Петропавловском кафедральном соборе и назначен вторым священником.

Монашеское имя он выбрал себе сам, он был наречен в честь преподобного Гавриила Афонского — старца, который прошел по воде и принес на афонский берег приплывшую по морю Иверскую икону Божией Матери. Отец Гавриил особо почитал чудотворный список Иверской, хранящийся в монастыре Самтавро.

В январе 1956 года отказался от служения и был запрещён, но в октябре того же года запрет был снят.

Служил сначала в Сиони, а с 1960 года – в монастыре Бетании.

В конце 1962 года власти закрыли Бетании, и старец вернулся в Тбилиси, где в своем приусадебном дворике на тбилисской улице Тетрицкаройской построил многоглавую церковь. Он возводил ее своими руками и закончил около 1962 года. Советские власти неоднократно разрушали этот храм, но отец Гавриил вновь и вновь его восстанавливал. Иконы для этой церкви отец Гавриил находил на городских свалках, куда в те годы свозили и выкидывали вместе с мусором многочисленные святыни. Иногда он целыми днями бродил по свалкам. У него была небольшая мастерская, где он очищал иконы, делал им оклады из разных материалов. Стены его церкви сплошь были увешаны образами. Даже фотографии и изображения икон из светских журналов он помещал в рамочки. Эта церковь сохранилась до наших дней.

1 мая 1965 года во время демонстрации иеромонах Гавриил сжег 12-метровый портрет Ленина, вывешенный на здании Верховного Совета Грузинской ССР, и стал проповедовать собравшимся людям Христа. Его за это сильно избили и посадили в изолятор КГБ Грузии. На допросе отец Гавриил говорил: он это сделал потому, что «нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа. Слава не нужна человеку. Надо писать: «Слава Господу Иисусу Христу»». В августе того года был помещён в психиатрическую больницу на обследование. Там был признан сумасшедшим. Старцу поставили диагноз: «психопатическая личность, верит в Бога и ангелов». Ему выдали «белый билет».

Впоследствии церковные иерархи, в угоду светским властям, не разрешали ему заходить в церковь, не пускали на службы, прогоняли. У батюшки не было возможности причаститься, а он желал этого всей душой. Он мог по несколько дней обходиться без еды, подолгу не спать, но очень тяжело переносил невозможность отчуждение от церкви. Старец часто от бессилия плакал, открывая душу своим сестрам.

В 1971 году был назначен настоятелем женского монастыря в Самтавро и семинарии.

Монахини некоторое время удивлялись чудачествам батюшки, пока не увидели в них особый подвиг. Поначалу им казалось странным, что он какое-то время жил в курятнике, где были большие щели, зимой ходил босиком. Потом сестры стали чувствовать, что от него исходит необыкновенная любовь: он любит всех. Часто старец кричал на сестер, требовал от них послушания, заставлял что-то делать или мог заставить их есть из грязной посуды. Но обижаться на него было невозможно — в его глазах светилась нежная любовь.

Игуменью Феодору, когда она была еще монахиней, он брал с собой в Тбилиси и заставлял попрошайничать. Они вдвоем просили милостыню, а потом старец раздавал всё нищим. Если они возвращались на такси, он мог накричать на таксиста и совсем не дать денег, а мог и заплатить во много раз больше.

Отар Николаишвили был духовным чадом батюшки и часто проводил время в его келье. Однажды отец Гавриил неожиданно сказал ему, что надо сейчас же, срочно ехать в монастырь святого Антония Марткопского. Отар смутился: машина не на ходу, с ней проблемы. Батюшка настоял, и они кое-как поехали. Дорога стала подниматься в гору, автомобиль «закашлял и зачихал», но старец вдруг сказал: «Сынок, ты не беспокойся, с нами на заднем сиденье едет сам преподобный Антоний Марткопский, но ты не оборачивайся». И машина вдруг так рванула вперед, что водителю пришлось давить на тормоза. Когда они въехали в монастырские ворота, машина тут же заглохла. В это же время туда вошли несколько вооруженных людей, агрессивно настроенных. Старец тут же вышел вперед и сказал: «Стреляйте в меня». Это смутило и отрезвило бандитов, и они покинули обитель.

В 1990-е годы по благословению патриарха-католикоса Илии II архимандрит Гавриил жил в городе Мцхета в башне царя Мириана близ храма Самтавро и монастыря св. Нино. Преподобный стяжал любовь и уважение православных верующих Грузии. Он был прозорливцем и чудотворцем, к которому ежедневно стекалось множество паломников.

Скончался 2 ноября 1995 года от водянки. По завещанию старца его тело обернули в циновку и предали земле там, где подвизалась святая Нина.

20 декабря 2012 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви причислил его к лику святых, постановил почитать преподобным исповедником и Христа ради юродивым, а день поминовения утвердил в день кончины — 2 ноября н. ст.

22 февраля 2014 года были обретены мощи старца Гавриила.

25 декабря 2014 года имя прп. Гавриила Самтаврийского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с днём памяти — 2 ноября н. ст., как это установлено в Грузинской Православной Церкви.

По материалам drevo-info.ru

(240)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *